22 июня 2024, суббота 402

Спасо-Евдокиевский храм

Аудиогид по Спасо-Евдокиевскому храму

Для чего нужны храмы? Молиться Богу, Который всё видит и всё слышит, можно и дома, и в лесу, и даже в метро, пока едешь на работу. Но в храме христиане собираются для Божественной литургии — удивительного богослужения, на котором верующие встречаются с Господом, и не просто встречаются, а становятся едиными с Ним — и друг с другом тоже. Это тайна Церкви — Тела Христова.

Собираться на литургию надо как минимум по воскресеньям, в квартире или обычном доме — тесно и неудобно, вот и строят христиане специальные здания для встречи с Господом. Одно из них вы видите перед собой — это небольшая старинная церковь, возведённая в 1734 году предположительно вдовой богатейшего казанского промышленника Ивана Михляева. Вдову звали Евдокия Ивановна, и придел (пространство с алтарем, где можно служить литургию) посвящён святой Евдокии ИлиОпольской, раскаявшейся блуднице второго века, победившей свой грех и закончившей жизнь мученически. Основной же престол посвящён Нерукотворному Образу Иисуса Христа. Поэтому храм называется сложно: Спасо-Евдокиевский.

Сейчас место, где вы находитесь — элитный район Казани, исторический центр. Но в те годы, когда возводился храм, это было средоточие городской бедноты. Потому и церковь такая небольшая, без помпезных высоких колоколен и огромных сводчатых потолков. Подобные храмы часто строили в сёлах. Однако несмотря на скромные размеры, Спасо-Евдокиевская церковь удивительно красива. Её практически не перестраивали за триста лет существования, её чудом не снесли в годы богоборческой власти, и вы можете своими глазами увидеть образец русского барокко из 18 века, так называемый нарышкинский стиль архитектуры.

Этот стиль — некий переходный этап между архитектурой старой патриархальной Москвы и  западноевропейским духом Санкт-Петербурга. Посмотрите на храм — в его формах чувствуется внутренняя напряжённость, разнородность структуры и декоративной отделки. Вы видите черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

На литургию прихожан созывают удары восьми колоколов. Самый большой, благовест, весит 450 килограммов. Колокола современные, их отливали в Тутаеве Ярославской области.

За три столетия храм повидал многое. После революции приход в количества полутора сотен человек продолжал существовать — собираться на литургии, молиться и дружить. Но безбожная власть нажимала всё сильнее и сильнее, так что относительное благополучие продержалось от силы пятнадцать лет. В 1932 году храм закрыли, и он стал тюрьмой и расстрельным полигоном НКВД, потом электроподстанцией, а затем столярным цехом. Храм хотели разобрать на кирпичи — к счастью, не разобрали. В девяностые годы он стоял уже никому не нужным. Как пишет местный историк Андрей Рощектаев: «Не разрушенный, но без крестов и с ржавыми куполами, он производил вблизи очень удручающее впечатление. Его окружали глухие безлюдные трущобы, где как-то особенно душераздирающе каркали вороны».

К началу 21 века храм вернули верующим. В 2000 году здесь прошла первая служба, потом был долгий период восстановления. Обновлением храма занимались первые же и прихожане — художники, скульпторы, архитекторы, дизайнеры. Сейчас Спасо-Евдокиевский храм снова открыл двери для христиан, снова люди собираются по воскресеньям на встречу с Господом и друг с другом, снова поют молитвы и разговаривают о своём в трапезной после службы. Чудесный подарок православным казанцам из глубины веков, осколок Петровской Руси, сохранившийся в центре столицы Татарстана, Спасо-Евдокиевская церковь возрождается, и мы рады приветствовать вас в этом удивительном месте!

Все новости раздела