Может быть, менее всего понятно людям неверующим почитание христианами креста, на котором был распят Иисус. Казалось бы, это орудие позорной казни, олицетворение боли и смерти — почему носят православные его на груди, почему вершат им купола своих церквей, почему осеняют себя знамением креста, почему в каждом храме есть своя маленькая Голгофа — изображение скалы с крестом и умЕршим Иисусом?
Для христиан большой тайны в этом нет. Они сердцем чувствуют, что лучшего символа любви Бога к людям не существует. Веками Творец представлялся человечеству как грозный вершитель судеб, неприступный и величественный, Он сокрушал твердыни и миловал, насылал казни и прощал… Но вот в тихую ночь рождается на земле Спаситель. Маленький и беззащитный, как ягнята, от тепла которых Его мама греется в хлеву, без короны, царских почестей и всенародного обожания — растёт Христос, и знает уже, что предстоит Ему умереть за людей, потому что они захотят распять Его, убить, чтобы не мешал им спокойно жить, как им хочется.
А когда время сатаны действовать наступило, Спаситель — такой же слабый и беззащитный (настоящий Бог, но и настоящий Человек, отказавшийся от своей божественной силы и запретивший ангелам помогать Ему), молится в Гефсиманском саду и просит Отца, весь покрытый кровавым потом: “Если можно, пусть чаша страданий минует Меня”.
Он знал, для чего пришёл, знал, что Его убьют, и в этот последний час стало Ему невыносимо тяжко — жертвовать Собой, когда ты просто Человек — совсем не лёгкая задача. Но Он, как сказано “взошёл на крест” — взошёл добровольно, не заставили Его, Он так решил. И когда в страшных муках Христос на кресте умирает — вот тогда начинает всё сильнее сиять Его победа. Уже узнал Его разбойник, и даже грубый сотник вдруг падает на колени в изумлении — этот окровавленный преступник, которого они только что казнили — Кто-то невыносимо великий, воистину — Сын Божий.
Крест с распятым Иисусом — видимый знак и символ любви Бога к человеку, не на словах только любви, а подтверждённой кровью. Череп в основании креста — голова Адама, того первого человека, которого не забыл Господь, и спустился за ним с небес в глубины ада, чтобы Своей смертью спасти и вывести в Своё Царство. По преданию, именно в скале под названием Голгофа находилась пещера с могилой Адама.
Рядом же с Голгофой, бывшей издавна местом казни, находилось место, куда складывали черепа преступников, окончивших здесь свою жизнь. Голгофа так и переводится с арамейского — “место черепа”. Здесь, рядом с гранитной Голгофой Спасо-Евдокиевского храма, тоже своя пещера с костями — их постоянно находят на церковной территории, потому что в тридцатые годы здесь было своё место казни, своя Голгофа для репрессированных. Это одна из двух костниц, и если вторая братская могила уже законсервирована, то в эту пещеру можно добавлять найденные останки замученных НКВД людей.