18 марта 2024, понедельник 860

Великий пост — весна духовная

Жизнь Спасо-Евдокиевского прихода

В этом году 18 марта в жизни Церкви начинается особый период духовного обновления, нравственного возрастания и очищения, который православные христиане называют Великий пост.

Великий пост является важнейшим и самым древни м из многодневных постов. Он называется ещё Святой Четыредесятницей и напоминает нам о сорокадневном посте Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в пустыне.

Великий пост вводит нас в Страстную седмицу и затем направляет к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения, который мы будем праздновать в этом году 5 мая.

Великий пост — время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов (говением и покаянием) и достойно причаститься Святых Христовых Таин.

Пост — лестница духовного возрастания

У многих людей, намеренных поститься, а особенно у тех, кто впервые приступает к этому святому деланию, возникает вопрос: «Что употреблять в пищу?» И это представление, что именно еда определяет понятие поста, ставится обычно во главу угла. Но это не так. Воздержание от мясных, молочных продуктов, яиц (продуктов животного происхождения) является необходимым, но вспомогательным средством для достижения основных целей поста.

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с борьбой со страстями и пороками, искоренением злых дел, с прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселитель­ных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. И если мы держим пост для того, чтобы похудеть, очистить свой организм от шлаков или, что хуже, — для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, но причиняет вред душе.

Духовная суть поста была выражена в словах пророка Исаии, который говорит: «Отдай голодному душу твою» (Ис 58:10). Пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разде­лить свой хлеб с ближним. Пост — это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собой ради других. Время Великого по­ста отведено нам для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь имен­но в этой перспективе.

Надо помнить, что Церковный Устав, согласно которо­му в календарях и других источниках приводятся правила пощения, рассчитан на монастырскую жизнь, где весь уклад подчинен посту и молитве. А современный человек живет совершенно в другом ритме, испытывает совсем другие нагрузки и физические, и эмоциональные. Поэтому меру воздержания в пище необходимо согласовы­вать с состоянием своего здоровья, посоветовавшись со сво­им духовником или священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь, нужно определить посильную меру поста.

Послабление поста разрешается пожилым, больным людям, бе­ременным женщинам, детям, людям, несущим большую физическую нагрузку, путешествующим, тем у кого нет возможности поститься. Ес­ли у вас есть проблемы со здоровьем, то проконсультируйтесь с вра­чом, насколько вы можете себя ограничить. Возьмите благословение на тот пост, который вам по силам.

Святые отцы о посте

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помыш­лений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, све­тило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удер­жание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегче­ние сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, вра­та рая и небесное наслаждение. // Преподобный Иоанн Лествичник

Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам. // преподобный Антоний Оптинский

Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе. // святитель Василий Великий

Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льго­та после тягостной жизни... // святитель Феофан Затворник

Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой. // преподобный Силуан Афонский

Слово Божие о посте

Пост установил Господь наш Иисус Христос: Но придут дни, ко­гда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф 9:15).

Святые апостолы и первые христиане постились: Тогда они, со­вершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян 13:3). Бог говорит, что не принимает поста тех, кто постится и дерз­кой рукою бьет ближнего своего: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить дру­гих; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте (Ис 58:3-4).

Недопустимо возноситься самому и уничижать других: «Тот, кто не ест, не укоряй того, кто ест» (Рим 14:3).

Нельзя поститься напоказ: Также, когда поститесь, не будьте уны­лы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы пока­заться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф 6:16-18).

Чтобы наш пост был угоден Господу, необходимо примирить­ся со всеми и самим всех простить: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф 5:23-24).

Путеводитель по Великому посту для тех, кто решил взойти по лестнице духовного совершенствования навстречу Воскресшему Христу

  • Великий пост — самое благоприятное время для борьбы с греховны­ми привычками, что невозможно достичь своими силами без действия Божественной благодати. Поэтому каждому верующему человеку необходимо исповедоваться и причащаться. К этим Таин­ствам приступают за Литургией, которая постом служится обычным чином в субботы и воскресенья, а в среду и пятницу совершается осо­бый чин — Литургия Преждеосвященных Даров (за которой маленьких детей обычно не причащают).
  • По традиции, со второй недели Великого поста в храмах совершает­ся таинство Елеосвящения или Соборования, в котором при помаза­нии частей тела елеем призывается на больного благодать Божия, ис­целяющая немощи душевные и телесные (Иак 5:14-15).

В первые четыре дня поста за вечерним богослужением читается удивительный по красоте и глубине Великий покаянный канон препо­добного Андрея Критского.

  • В воскресные вечера совершаются Пассии — особенные богослужения с чтением Акафиста и отрывка из Евангелия о Страданиях Христовых.
  • Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу поста совершаются особые заупокойные богослужения.
  • 7 апреля мы празднуем Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день Уставом разрешается вкушение рыбы.
  • 28 апреля — великий праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), после которого начинается Страстная Седмица, готовящая нас к светлому Празднику Пасхи, чтобы, пройдя поприще поста мы могли сказать друг другу в духовной радости: Христос Воскресе — Воистину Воскресе!
Все новости раздела